Икона "Николай Чудотворец" конец XIX-нач.XX вв. Материал: дерево, металл. Размер: 44х53 мм
Данная икона представляет собой хромолитографию (печать) на металле.
Такие иконы в России в конце XIX - начале XX века производили две
конкурирущие между собою фирмы. Владельцами этих фирм были А. Жако и
В.Бонакер. Иконы эти крайне недолговечные, хорошо сохраняются только в
сухом, лишенном влажности месте. Что касается состояния, то оно плачевное. Материал - это жесть,
лужение, печать. В тех местах, где видна коррозия (ржавчина) живопись
утрачена.
Хромолитографические иконы на металле начали производить в России
столетие назад для небогатых слоев россиян, и в первую очередь для
сельских жителей. Такие иконы обладали высокими художественными
достоинствами и были, конечно, значительно дешевле деревянных. Однако
иконы на металле недолговечны и почти не поддаются реставрации. К
сожалению, до нашего времени их сохранилось очень мало.
Обычно историки искусства и антиквары игнорировали эти произведения,
придерживаясь правила, введенного известным исследователем
византийского и древнерусского искусства - Никодимом Кондаковым. Ученый
считал изготовление печатных икон "фальсификацией" православного образа
и видел в нем серьезную угрозу традиционному иконописному промыслу.
Такого же мнения придерживались и многие современники Кондакова,
поэтому распространение подобной иконописи стало главной причиной
создания в 1901 году Комитета попечительства о русской иконописи,
находившегося под Высочайшим покровительством императора Николая II
(задача комитета - в поддержке старых иконописных центров). Вероятно,
продукцию двух фабрик печатных икон определенным образом
компрометировали и иностранные фамилии их владельцев - А. Жако и В.
Бонакер.
Запретить деятельность обеих фирм в то время было невозможно, но в
1902 году Святейший Синод издал указ, воспрещавший продажу "икон на
жести" в церковных лавках. А между тем печатные иконы пришлись по вкусу
многим духовным лицам и мирянам. На фабрику Жако, например, приходили
хвалебные отзывы о "превосходной и тонкой отделке", "умеренности в
цене" и "истинно православном византийском духе и вкусе" этих изделий
(из письма игумена Иоанна, настоятеля Святогорского монастыря Псковской
епархии, от 29 августа 1900 года). О востребованности продукции фирмы
Жако и Ко, по-видимому, более крупной, чем фирма В. Бонакера, говорит
ее участие во Всемирной выставке в Париже (1900), Всероссийской
выставке в Нижнем Новгороде (1896) и Первой Всероссийской выставке
монастырских работ и церковной утвари в Петербурге (1904). На двух
последних иконы фабрики Жако были удостоены золотых медалей.
Источник: http://www.sgazeta.ru/archive/article.php?id=3586 |